Об особенностях индийского дорожного движения
Случилось мне как-то в марте 2011 года провести несколько незабываемых дней в далекой экзотической стране – Индия, в частности, в самом маленьком ее штате, расположенном на юго-западном побережье Индийского океана – Гоа. Сейчас, задним числом, понимаю, что Гоа не может претендовать на роль «лица» всей Индии. Слишком большой отпечаток на местную жизнь наложил статус курорта: обилие отдыхающих, как иноземных, так и индийских, и, как следствие, соответствующая инфраструктура: кафе и рестораны, отели и гостевые дома, супермаркеты, магазины, магазинчики и уличные торговцы. Не обходится и без общеиндийских нюансов: мусорники, коровы, рикши, попрошайки… Впрочем, в этой статье не об этом.
А вот о чем: об особенностях индийского дорожного движения.
Особенность первая: левостороннее движение.
На самом деле, все стараются ехать по центру дороги. И только при необходимости разминуться со встречным транспортным средством, съезжают на свою полосу. И, о ужас, этой полосой оказывается не привычная для меня правая, а абсолютно аварийная – левая. Каждый раз сердце мое пытается спрятаться в пятках. Но встречный водитель, пожалев, наверное, мою молодую жизнь, тоже уходит влево, и неминуемого столкновения удается избежать! Все это усугубляется большой извилистостью индийских дорог (при строительстве дорог индийцы руководствуются принципом: «Зачем рубить дерево, если можно его объехать?»). Следствие или причина левостороннего движения – праворульность транспортных средств. Это меня никак не шокировало: сама езжу на праворульной Тойоте. Леворульные машины, говорят, не запрещены, но я не встречала.
Особенность вторая: отсутствие правил дорожного движения.
Пусть не обижаются на меня индийцы, которые уверены, что правила у них есть, и что иногда они даже соблюдаются, я этих правил не почувствовала (ну, что ж, многое для меня осталось непонятным в этой стране!). Сплошная линия, главная дорога, пешеходные переходы – зачем все это нужно, если есть такое прекрасное универсальное приспособление, как звуковой сигнал! Хочешь обогнать – сигналь, не хочешь обгонять – сигналь, поворачиваешь на главную дорогу – сигналь, съезжаешь с главной – сигналь… Все эти бесконечные сигналы сливаются в единый гул, от которого голова пухнет и глаза на лоб лезут.
Особенность третья: обилие скутеров, мокиков.
Говорят, Европа пересаживается на двух- трехколесные транспортные средства. Я вас умоляю! Индия – вот царство транспортных средств с двигателем, объёмом не более 50 см? и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч (согласно российским ПДД, в других странах могут быть другие определения). На мокиках ездят все: от здоровенных мужиков, да не по одному, до пожилых леди. Справедливости ради, хочу заметить: ни разу не видела за рулем скутера ребенка или подростка. На мокиках перевозят все: детей в школу, девушек на пляж, собак, стройматериалы, дрова и т.д. и т.п. Иногда груз по объему превышает в несколько раз сам скутер . Мокик можно взять на прокат. В сутки это удовольствие обойдется в 200-300 рублей. Но прежде чем брать, учтите, что наши российские права в Индии не действительны, и на всякий случай перечитайте первую и вторую особенности выше в этой статье.
Особенность четвертая: отсутствие любого негатива у участников дорожного движения.
Боже мой! Нам бы их терпение и доброжелательность ко всем и всему! Ни разу за время пребывания на Гоа я не слышала ни от кого ругани, повышенных тонов, выяснения отношений, ни разу не видела дорожно-транспортных происшествий. Все живут в мире и согласии с собой, с обществом, с природой, с вселенной. И верят, что в следующей жизни все будет еще гораздо лучше! Чего и нам желают!
|