Гидроусилители рулевых приводов
Для уменьшения усилий, затрачиваемых при повороте руля, смягчения ударов, передающихся на рулевое колесо при наезде управляемых колес автомобиля на неровности дороги, и повышения безопасности при движении, в конструкцию рулевого управления автомобилей вводят специальные усилители: гидравлические или пневматические. Наибольшее распространение получил гидравлический усилитель руля (ГУР).
При отказе гидроусилителя рулевое управление продолжает работать, но руль при этом становится более тяжелым в управлении. В отечественной промышленности ГУР впервые был применен на автомобиле ЗИЛ-130.
Устройство гидроусилителя руля
Гидроусилитель может объединяться с рулевым механизмом в одном картете, как, например, на автомобилях ЗИЛ-4314-10, КамАЗ-5320 и др., или быть выполненным отдельно (на автомобилях ГАЗ-66, МАЗ-5335 и др.).
На автомобиле ЗИЛ-4314-10 и его модификациях рулевое управление с гидроусилителем состоит из рулевого колеса 1, рулевого вала, который размещен в рулевой колонке 2, карданной передачи 4 рулевого управления с карданами 3, рулевого механизма 5, объединенного с гидроусилителем в одном агрегате, насоса гидроусилителя 6, соединенного с рулевым механизмом шлангами высокого 7 и низкого 8 давления, и рулевого привода.
В гидросистему усилителя руля входит, кроме того, насос лопастный 9, бачок для жидкости 22, цилиндр усилителя 21, клапан управления 16. Насос располагается в корпусе. В действие он приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Принцип действия гидроусилителя руля
В цилиндре 21 двигается поршень-рейка 18. В нее входит гайка, которая при поворачивании винта 17 получает осевое перемещение. Цилиндр служит одновременно картером гидроусилителя, к нему крепится корпус клапана 16 управления, в котором расположен золотник 15, перемещающийся при повороте вала. Зубчатый сектор 20 изготовлен вместе с валом 19. Он входит в зацепление с поршнем-рейкой 18.
Когда автомобиль движется прямолинейно, жидкость подается насосом 9, проходит через клапан 16 и через полости цилиндра 21 усилителя. После этого возвращается в бачок 22. Поворот рулевого колеса приводит к перемещению золотника 15 по отношению к корпусу клапана управления. Золотник отключает одну из полостей цилиндра усилителя, тем самым увеличивает подачу жидкости в другую полость. При этом жидкость давит на поршень-рейку, поворачивает зубчатый сектор, связанный с рулевой сошкой, помогает водителю в повороте управляемых колес автомобиля. Клапан управления усилителем удерживается в центре шестью пружинами 13 и шестью парами реактивных плунжеров 14. Если насос вышел из строя или поврежден шланг, аварийный шариковый клапан 12 соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости. При высоких скоростях вращения вала насоса для ограничения подачи жидкости в систему служит перепускной клапан 10. Для предохранения системы от повышенного давления (6-7 МПа) - предохранительный клапан 11, расположенный внутри перепускного.
Рабочая жидкость в гидроусилителе - всесезонное масло марки Р. Его можно заменить летом турбинным маслом 22 или индустриальным 20, зимой - веретенным АУ.
Люфт рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-4314-10 не должен превышать 15°. Его проверяют при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала.
Другая полезная информация
|